Профессиональные справочные системы для специалистов
05.12.2019
Минэнерго подготовило проект лицензионных требований к энергосбытовой деятельности

     Минэнерго внесло в правительство проект постановления "О лицензировании энергосбытовой деятельности", подтвердили "Перетоку" в пресс-службе Минэнерго, отказавшись комментировать сутевые положения документа. Ранее на фоне молчания госструктур в секторе начали распространяться панические слухи о тотальном ужесточении лицензионных требований в итоговом варианте проекта. По одной из версий, речь шла даже об отказе в выдаче лицензий при наличии долгов перед сетевыми или генкомпаниями. Столь радикальных норм в проекте нет, следует из письма Ассоциации гарантирующих поставщиков (ГП) и энергосбытовых компаний (ЭСК) профильному вице-премьеру Дмитрию Козаку от 11 ноября. Но в документе присутствуют принципиальные юридические неточности, а также нормы, потенциально дискриминирующие добросовестных игроков сбытового рынка, считают сбытовики.
     
     Закон о введении лицензирования энергосбытовой деятельности был подписан Президентом РФ Владимиром Путиным в 2017 году, основной целью нововведения должна была стать борьба с неплатежами.
     
     Предполагалось, что до конца 2018 года все участники сбытового рынка получат соответствующие разрешения, пройдя процедуру проверки. Но в конце ноября прошлого года кабмин в экстренном порядке предложил внести в закон поправки, сдвигающие срок обязательного лицензирования на 1 июля 2020 года. Госдума утвердила соответствующие изменения уже в декабре.
     
     Первоначально одним из основных аргументов при принятии решения о введении лицензирования был тезис регуляторов о необходимости "зачистки" энергорынка от неплательщиков, рассказывали год назад собеседники в секторе. Впрочем, к этому времени властям удалось избавить рынок от основных должников иным способом. Речь шла о пяти гарантирующих поставщиках, входящих в холдинг "Межрегионсоюзэнерго" (МРСЭН), которые из-за долгов на оптовом рынке были лишены статуса в 2018 году. Их функции временно подхватили подразделения сетевого холдинга "Россети", которому структуры МРСЭН задолжали 9,4 млрд рублей.
     
     Впрочем, несмотря на стабилизацию долговой ситуации в сбытовом сегменте, власти решили не отказываться от идеи лицензирования. Но в прошлом году утвердить решения не удавалось из-за разногласий с представителями сектора относительно конкретных лицензионных норм. В июле 2018 года профильная ассоциация сообщила, что внедрение обсуждавшихся в тот момент норм приведёт к уходу с ОРЭМ чуть более 13% ГП и ЭСК. Основные споры возникли вокруг финансовых критериев, а также нормативов по количеству центров очного обслуживания. Сбыты посчитали предлагаемые Минэнерго нормы избыточными, так как они требовали открытия новых офисов на фоне очевидной тенденции к росту дистанционного обслуживания клиентов. Полностью снять вопрос по количеству очных центров не удалось, но сейчас проблема уже не столь актуальна, отмечает один из собеседников "Перетока" в секторе.
     
     К концу этого лета Минэнерго представило обновлённый проект. В нём, в частности, содержалась норма об обязательном ежегодном пятипроцентном снижении объёма долгов (с полной ликвидацией к 2038 году), накопленных сетями до получения лицензии. Однако осенью в отраслевых телеграм-каналах начала распространяться информация об ужесточении долговых норм, на чём якобы настаивали "Россети".
     

     Позднее слухи, основным транслятором которых выступил канал "Совета без рынка", радикализировались: речь стала идти о возможном отказе в выдаче разрешений при наличии долгов перед генераторами и сетями.
     

     Ликвидации слухов не способствует позиция Минэнерго, которое не комментирует суть проекта о лицензировании сбытов: 21 ноября в пресс-службе министерства лишь подтвердили факт внесения документа в правительство, отказавшись обсуждать его содержание. Но, как следует из письма Ассоциации ГП и ЭСК на имя профильного вице-премьера Дмитрия Козака от 11 ноября, информация о тотальном запрете долгов при получении лицензии не соответствуют действительности.
     
     Партнёрство обращает внимание вице-премьера на четыре момента, которые, по мнению сбытовиков, могут существенно ущемить интересы добросовестных игроков рынка. В частности, профобъединение предлагает увязать показатели оборачиваемости общей кредиторской задолженности (КС1 и КС4) и погашения старых долгов, сформированных к настоящему моменту (КС3). Здесь необходимо учитывать именно заданный темп ликвидации старых долгов, а не фактический объём средств, направляемых на эти цели, полагают в ассоциации. Второй принципиальный момент - показатель КС2, который должен заменить собой существующий механизм лишения статуса ГП за долги перед сетями. Если судебными решениями подтверждена задолженность сбыта перед сетями в объёме среднемесячного начисления, то критерий будет считаться нарушенным. Однако норма, заложенная в проекте, позволяет отказать в выдаче лицензии (аннулировать разрешение) даже при наличии однодневной просрочки. Более того, исходя из использованных формулировок, основанием для отказа могут стать любые судебные решения, в которых упоминаются долги, даже если они вынесены не в пользу сетевых компаний (отказ в иске, решение о прекращении производства по делу), обращают внимание г-на Козака в партнёрстве сбытов.
     
     Кроме того, в Ассоциации ГП и ЭСК не согласны с расширением полномочий НП "Совет рынка". Согласно проекту постановления регулятор будет анализировать финсостояние и финансовую дисциплину в том числе тех компаний, которые не являются участниками ОРЭМ. Это противоречит 35-ФЗ "Об электроэнергетике", содержащему закрытый перечень полномочий "Совета рынка", указывают сбыты. Ещё одна норма, которой недовольны участники рынка, - отзыв разрешения на работу по решению лицензирующего органа (Минэнерго). Сбыты предлагают скорректировать норму по аналогии с жилищным сектором, где разрешение на управление многоквартирными домами аннулируется судом по представлению лицензирующего органа.
     
     Согласно августовской презентации Минэнерго выдача лицензий должна начаться с 1 января, контроль за соблюдением их условий стартует 1 октября 2020 года. В этом году в министерстве был сформирован специальный департамент, проводится набор сотрудников, рассказывала ранее "Перетоку" замглавы Минэнерго Анастасия Бондаренко. Согласно обновлённому распределению обязанностей между заместителями министра энергетики вопросы лицензирования энергосбытов отнесены к ведению Юрия Маневича. В этих условиях проект постановления правительства "О лицензировании энергосбытовой деятельности", очевидно, должен быть утверждён до конца года.
     

     
     Источник:
     peretok.ru