Профессиональные справочные системы для специалистов
21.06.2019
Цифровые технологии радикально меняют рынок авиаперевозок

     О том, как цифровые технологии меняют отрасль гражданской авиации в нашей стране, журналисту издания рассказал эксперт Департамента экономики и развития транспорта Аналитического центра Александр Терентьев.
     
     Усиливающаяся глобализация и цифровизация, распространение анализа больших данных, искусственного интеллекта и Интернета вещей радикально меняют организацию управления воздушным пространством и рынок авиационных перевозок, отметил эксперт.
     
     "За последние 10-15 лет высокотехнологичные решения позволили всем участникам индустрии предложить потребителю новые стандарты качества, безопасности и комфорта воздушных перевозок. На сегодняшний день любой технологический процесс или маркетинговое решение неразрывно связаны с анализом, произведённым соответствующей информационной системой", - считает Терентьев.
     
     Развитие технологий затронуло практически все аспекты отрасли: техническое обслуживание, ремонты, организацию воздушного движения, наземное обслуживание, коммерческую деятельность в аэропортах, поддержку пилотов и наземного персонала.
     
     "В частности, благодаря новой технологии ADS-B (Automatic Dependent Surveillance-Broadcast - автоматическое зависимое наблюдение-вещание) мы можем получить автономное управление воздушным движением, - рассказал Терентьев. - Эта новая технология максимально точно определяет положение воздушного судна в режиме реального времени и транслирует данные о полете (координаты самолета, высоту, скорость, курс) в наземные центры и другим воздушным судам".
     
     Поскольку ADS-B может функционировать как на низких высотах, так и на земле, она применяется также для мониторинга трафика на взлетно-посадочных полосах и рулежных дорожках аэропортов. Более того, она работает в отдаленных районах или горной местности, где радар бессилен.
     
     Основными тенденциями цифровизации в авиации эксперт считает безопасность, персонифицированный подход к пассажиру и оптимизацию персонала.
     
     "Безопасность всегда была, есть и будет основным приоритетом развития гражданской авиации, - подчеркнул Терентьев. - Высокие технологии вывели безопаcность полётов на новый уровень. Повсеместно внедряются передовые решения для обеспечения безопаcности в аэропортах, которые не мешают комфорту пассажиров".
     
     Технологии на основе анализа больших данных и модели машинного обучения позволяют авиакомпаниям изучать предпочтения своей аудитории, проводить сегментацию клиентов по различным параметрам и предлагать наиболее подходящий вариант перелёта, бортового питания, а также сопутствующих сервисов.
     

     Проблема планирования экипажей и наземного персонала остается одной из наиболее актуальных для гражданских авиаперевозок, особенно при задержках рейса, считает эксперт. Специализированные программы (Jeppesen Crew Pairing, Boeing Alertness Model) существенно облегчают процесс планирования и оптимизируют расходы авиакомпании.
     
     Цифровые технологии коммуникации и контроля сокращают время пребывания пассажира в аэропорту и время "разворота" воздушного судна, повышают согласованность действий технических служб.
     
     "Дальнейшее развитие Интернета вещей приведёт к более комфортабельному пребыванию пассажиров в аэропортах, повышению качества наземного обслуживания и улучшению регулярности полётов, - считает Терентьев. - Сеть 5G увеличит скорость и объём передачи данных, откроет новые возможности для внедрения Интернета вещей, предиктивной аналитики и диагностики технического состояния воздушных судов".
     
     Технологии искусственного интеллекта активно используются в гражданской авиации, и зона их применения будет только расти. Однако полностью заменить высококвалифицированного специалиста ни одна программа в ближайшее время не сможет, полагает специалист.
     
     
     По материалам:     
     http://ac.gov.ru