..
Горячая линияСеминарыВас приветствуют сотрудники
Новый техрегламент ТС в строительстве. Международный опыт

РАЗВИТИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ ЗА РУБЕЖОМ

Наша страна последние несколько лет уже не раз оборачивалась в сторону Запада, чтобы перенять накопленный передовыми странами опыт в области создания нормативно-технической документации по строительству. И сегодня, в канун принятия нового технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений...», ведущие строители России вновь обращаются к несомненно ценному кладезю документов, которыми могут поделиться страны Таможенного союза Европы и США. Нашим читателям мы рекомендуем ознакомиться с материалами по данной теме, опубликованными на официальном сайте НОСТРОЙ и на строительном портале Казахстана.

БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

Республика Беларусь

С 1 января 2010 года Национальный комплекс технических нормативных правовых актов Республики Беларусь в области архитектуры и строительства дополнен блоком европейских норм и стандартов.

По аналогии с европейской практикой, но в более сжатые сроки, такая работа была выполнена на территории Республики Беларусь. В частности, Минстройархитектуры разработаны и утверждены 58 технических кодексов по расчету и проектированию конструкций из различных материалов, идентичных Еврокодам. Принятие в республике указанных ТНПА сопровождалось разработкой национальных приложений в рамках, допускаемых европейским Руководством L по внедрению Еврокодов в части климатических условий, характеристик применяемых материалов, расчетных методик и т.п.

Одновременно в 2009 года были утверждены в качестве национальных все 668 европейских стандартов, гармонизированных с Директивой 89/106/ЕЕС, на которые даны ссылки в Еврокодах.

Еще одним важнейшим шагом по интеграции в европейскую систему нормирования стал технический регламент ТР 2009/013/ВY «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность», утвержденный Постановлением Совета Министров РБ от 21 декабря 2009 года № 1748. Технический регламент разработан на основе директив 86/106/ЕЕС и 2002/91/ЕС и определяет требования безопасности к зданиям, сооружениям, строительным материалам и изделиям, правила подтверждения соответствия требованиям технического регламента, а также маркировки знаком соответствия.

Республика Казахстан

Закон Республики Казахстан № 603-II «О техническом регулировании», принятый 9 ноября 2004 года, устанавливает правовые основы государственной системы технического регулирования, направленного на обеспечение безопасности продукции, услуг, процессов в Республике Казахстан.

Законодательство основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Закона № 603-II и иных нормативных правовых актов. Закон регулирует общественные отношения по определению, установлению, применению и исполнению обязательных и добровольных требований к продукции, услуге, процессам жизненного цикла продукции, подтверждению соответствия, аккредитации и государственному контролю и надзору в области технического регулирования.

Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе «О техническом регулировании», то применяются правила международного договора.

Объектами технического регулирования являются продукция, услуга, процессы.

Субъектами технического регулирования являются государственные органы, а также физические и юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Республики Казахстан и обладающие в отношении объектов технического регулирования правом пользования в соответствии с гражданским законодательством республики.

Основными целями технического регулирования являются:

1) обеспечение безопасности продукции, услуги, процессов для жизни и здоровья человека и окружающей среды, в том числе растительного и животного мира;

2) обеспечение национальной безопасности;

3) предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно безопасности продукции, услуги;

4) устранение технических барьеров в торговле;

5) повышение конкурентоспособности продукции.

Для совершенствования государственных систем стандартизации и сертификации в республике и приведения их в соответствие с европейскими и другими международными требованиями были выполнены следующие мероприятия:

— создание системы технического регулирования, формирование технических регламентов и переход от обязательной стандартизации к добровольной;

— образование новых технических комитетов, в том числе на международном уровне, служб стандартизации и метрологии в отраслях, на предприятиях, укрепление и совершенствование структуры уполномоченного органа по стандартизации, метрологии и сертификации; — развитие информационного центра по взаимодействию с ВТО по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации;

— разработка и внедрение на предприятиях республики систем качества и экологического менеджмента, соответствующих требованиям международных стандартов ИСО серии 9000 и 14000;

— осуществление государственной политики по стимулированию отечественных предприятий путем проведения конкурсов на соискание премий Правительства Республики Казахстан «За достижения в области качества» и «Лучшие товары Казахстана»;

— проведение работы по признанию органа по аккредитации Казахстана на международном уровне;

— совершенствование государственного надзора за качеством продукции с учетом международного опыта.

Расширение международного сотрудничества в области стандартизации предполагает:

— активизацию сотрудничества с международными, региональными и национальными организациями; — присоединение к Метрической конвенции и вступление в Международную электротехническую комиссию (МЭК), Международную ассоциацию по аккредитации испытательных лабораторий (ILAC), Международный форум по аккредитации (IAF);

— обеспечение участия представителей Казахстана в работе технических комитетов международных организаций, в первую очередь ИСО, МЭК; в руководящих органах международных организаций по стандартизации, метрологии и сертификации, в том числе в секретариате ИСО.

Это будет способствовать улучшению качества и конкурентоспособности казахстанской продукции на внутреннем и внешнем рынках, повышению экономического потенциала республики. По решению Правительства республики в строительной отрасли проводится реформа системы технического регулирования, которая предусматривает поэтапный переход на Еврокоды.

В целом, внедрение в Казахстане в полном объеме новой системы технического регулирования — это сложный и трудоемкий процесс, рассчитанный на длительный период.

Однако, учитывая необходимость скорейшего устранения барьеров для деятельности инвесторов, в 2010 году, в рамках первого этапа реформирования были разработаны:

— Строительный технический регламент «Требования к безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий»;

— Казахстанские Строительные нормы, идентичные Еврокодам, с национальными приложениями и инструкциями по их применению;

— Понятийно-терминологический словарь терминов, применяемых в Еврокодах.

По всем выполненным работам в рамках реформирования системы технического регулирования получены положительные отзывы от отечественных и зарубежных организаций: «AECOM», эксперт Б. Мичама (США), ЗАО «Строительные технологии и машины» (Россия, г. Жигулевск), ТОО «ИННОБИЛД» (Казахстан, г. Алматы).

Практическое применение Еврокодов в Казахстане позволит обеспечить использование передовых технологий и инноваций, а также устранить технические барьеры при реализации инвестиционных проектов на территории страны.

В настоящее время разрабатываются своды правил и пособий по расчету и проектированию строительных конструкции зданий и сооружений, проводится гармонизация международных стандартов (ISO, EN), применяемых совместно с Еврокодами (общее количество составляет более 800 единиц), а также отечественных стандартов (более 2200 единиц).

Реформирование технического регулирования строительной отрасли сопровождается совершенствованием нормативной правовой и сметно-нормативной базы.

ДАЛЬНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

Европейский союз

В 1989 году Советом Европы была принята Европейская директива о строительной продукции (Construction product directive) № 89/106/EEC, которая, по сути, является законом для всех государств-членов Евросоюза.

Директива установила единые требования, которые необходимо выполнять, чтобы строительная продукция, произведенная в различных странах Евросоюза, могла иметь маркировку CE и свободно обращаться на едином рынке Европы. В поддержку данной Директивы были разработаны гармонизированные европейские стандарты.

Кроме того, Директивой предусматривается, что каждое государство-член Евросоюза может в рамках Директивы и гармонизированных стандартов разработать дополнительные требования, которые отражают специфику, присущую данной стране, в частности, климатические условия и особенности процесса строительства. Такие дополнительные требования называются национальными приложениями и добавляются к гармонизированным стандартам. В качестве гармонизированных стандартов в ЕС запланированы разработка и введение Еврокодов.

Еврокоды являются набором европейских стандартов (EN) для проектирования зданий и сооружений и строительной продукции, разработанных европейской организацией по стандартизации (CEN — The European Committee for Standardization). Для целей разработки системных Еврокодов в рамках СЕN создан специальный технический комитет по стандартизации ТК 250 (CEN/TC250) .

Страны-члены ЕС и Европейской Ассоциации свободной торговли (EFTA) используют данные документы в следующих целях:

— для согласования проектов инженерных сооружений (в том числе высотных) с действующей Директивой 89/106/ЕЕС, касающейся строительных изделий, в особенности с требованиями № 1 «Механическое сопротивление и устойчивость» и № 2 «Пожаробезопасность»;

— как основание для спецификации договоров на строительные работы и требующиеся для них инженерные работы;

— в качестве рамочных условий для составления согласованных технических описаний строительной продукции.

Еврокоды охватывают все основные строительные материалы (бетон, сталь, дерево, камень/кирпич и алюминий), все основные области проектирования конструкций (основы проектирования конструкций, нагрузки, пожары, геотехническое проектирование, землетрясения и т.д.), а также широкий спектр типов конструкций и продуктов (здания, мосты, башни и мачты и т.д.). Также в ЕС действует Директива Европейского парламента и совета 2010/31/ЕС по характеристикам зданий (EPBD). В Европейском Союзе принят новый регламент, регулирующий условия распространения продукции на рынке Евросоюза. С вступлением в силу указанного Регламента прекращается действие известной Директивы 89/106 EEC о строительной продукции. И это не формальная замена старого документа на новый, а прежде всего, принципиальное повышение его юридического статуса.

В иерархии актов законодательства ЕС регламенты находятся выше директив. Директивы, как правило, не являются документами прямого действия. Положения директив подлежат имплементации (включению) в национальное законодательство в соответствии с индивидуальными процедурами, установленными в каждом из государств-членов ЕС, и только после этого становятся обязательными. Регламент — это документ прямого действия, содержащий все необходимые данные (вплоть до схем и формул) и процедуры, имеющий силу закона и обязательный к применению всеми странами-членами ЕС.

США

Международный совет по кодам (International Code Council — ICC), основанный в США и ведущий там основную деятельность, является ассоциацией, предназначенной для решения задач обеспечения безопасности зданий и их защиты от пожаров.

В ICC входит более 40000 организаций по всему миру. Cовет разрабатывает коды и стандарты для использования при строительстве жилых и общественных зданий, в том числе школ и жилых домов. ICC является негосударственной некоммерческой организацией.

Международные коды или I-Codes обеспечивают минимальные меры защиты для людей, как в домах, так и в школах или на рабочих местах. I-Codes являются комплексной серией кодов, всесторонне охватывающей взаимно согласованные вопросы обеспечения безопасности зданий и пожарной безопасности. Строительные коды удовлетворяют требованиям общественной безопасности и поддерживают потребности отрасли в едином наборе кодов без учета региональных ограничений.

ICC разработано и представлено значительное количество охватывающих все сферы и взаимосвязанных между собой кодов. Среди них: Международные строительные коды; Международные коды по энергосбережению; Международные коды на существующие здания;

Международные коды по пожарной безопасности; Международные коды по газовому топливу; Международные коды по механической безопасности; Действие кодов ICC; Международные коды по водопроводным системам; Международные коды по отводу канализационных стоков; Международные коды по эксплуатации; Международные коды по жилью; Международные коды по зонированию; Международные коды по городской застройке неосвоенных территорий.

ICC предлагает множество способов поддержки своих кодов, в том числе посредством выпуска различных технических, образовательных и информационных продуктов и оказания аналогичных услуг.

Пятьдесят Штатов и Округ Колумбия приняли I-Codes на уровне Штатов или на ведомственных уровнях. Обязательного применения I-Сodes требуют многие федеральные агентства, включая Architect of the capitol (ведет обслуживание, реконструкции и реставрации комплекса зданий Капитолия), General Services Administration (управляет имуществом федеральных органов США), National Park Service (управляет национальными парками), Department of State (Госдепартамент США), U.S. Forest Service (управляелесными ресурсами), Veterans Administration (осуществляет политику в сфере обеспечения военных ветеранов). Министерство обороны США основывается на строительных кодах при возведении военных сооружений, включая сооружения для размещения личного состава в США и за границей. Пуэрто-Рико и Виргинские острова обязывают применять один или более I-Сodes.

Американское общество гражданских инженеров (American Society of Civil Engineers — ASCE) является профессиональной организацией, основанной в 1852 году в целях представления инженерной профессии по всему миру. ASCE является старейшим национальным инженерным сообществом в США. Цель ASCE состоит в том, чтобы представлять инженеров как профессиональных лидеров, которые благодаря своим стремлениям в области строительства обеспечивают лучшее качество жизни. Штаб-квартира ASCE находится в Ректоне, штат Вирджиния. Стандарты ASCE обеспечивают техническое руководство для обеспечения безопасности, надежности, производительности и эффективности во всех сферах гражданского инженерного дела. Данные добровольные стандарты создаются экспертами, имеющими знания квалификацию в соответствующей сфере.

Стандарты разрабатываются на основе принципа согласованности, который претворяется Комитетом по Кодам и Стандартам (Codes and Standards Activity Committee — CSAC). Процесс согласования заключается в голосовании со стороны сбалансированного комитета по стандартам, создаваемого из членов ASCE и других лиц, а также в проведении публичного обсуждения.

Комитет ASCE по Кодам и Стандартам (ASCE Codes and Standards Committee — CSC) отвечает за исполнение и поддержку Правил ASCE для Комитетов по Стандартам, а также Руководства ASCE по написанию стандартов, основанному на Существенных требованиях Американского Национального Института Стандартов (American National Standards Institute — ANSI) под названием: «Обязательные требования к написанию Американских национальных стандартов». CSC также является ответственным за установление методик и процедур, относящихся к кодам ASCE, а также ответственным за отчеты в адрес правления ASCE. Члены CSC назначаются из каждого института, имеющего действующие комитеты по стандартам.

Программа кодов и стандартов ASCE аккредитована ANSI в апреле 1980 года, правление утвердило Правила ASCE закрепляющие за Комитетом по Стандартам право регулировать разработку и поддержку стандартов, разработанных ASCE:

— Правила ASCE для Комитетов по Стандартам;

— Руководство по написанию стандартов ASCE;

— Существенные требования ANSI.

Процесс согласования включает в себя голосование со стороны сбалансированного комитета по стандартам, состоящего из членов ASCE и других лиц, а также период публичного обсуждения. Все стандарты актуализируются или пересматриваются на основе аналогичного процесса не менее чем раз в 5 лет. Программа ASCE регулярно проверяется на соответствие Правилам ASCE для Комитетов по Стандартам, а также на соответствие основным принципам ANSI. Включает голосование через Интернет и предложения по устранению недостатков в Стандарте ASCE.

Руководство процессом согласования осуществляет Комитет по Деятельности в Области Кодов и Стандартов (CSAC). Комитеты по стандартам группируются по основным направлениям в одном из институтов ANSI.